Исправительные пенитенциарные программы


Исправительные пенитенциарные программы
Программно-целевой подход - основной путь работы с заключенными за рубежом. Разработаны: трудовые, образовательные, религиозные, психотерапевтические, обучающие; социально-реабилитационные (В.М. Поздняков, 2000). Наиболее известны программы модификации поведения, где необходимое просоциальное поведение закрепляется на основе оперантного обусловливания (Б.Ф. Скиннер) и применяются технологии, реализуемые в социально-терапевтических учреждениях ("общинная модель"). В первом случае допустимое и недопустимое поведение корректируется на основе системы наказаний и вознаграждений, привитие отвращения к агрессивности, ролевых игр и пр. (согласно Дж. Наэму - 1984, только в тюрьмах США, начиная с 1920-х гг., было апробировано более 400 различных проектов модификации поведения). Социально-терапевтический подход к обращению с осужденными укрепился в пенитенциарной системе ряда европейских стран (Дания, Нидерланды, Германия и др.), где специальные терапевтические меры, социальная помощь и предоставление заслуженных льгот обеспечивают прежде всего ресоциализацию заключенных и подготовку их к освобождению (K.P. Rotthaus, 1971; F. L?sel, 1987; R. Egg, 1990 и др.). В социально-терапевтических учреждениях программа, предназначенная для заключенных желающих быстрейшего освобождения, носит название "Семь пунктов". Цель подпрограммы "Думай реалистически" заставляет заключенных оценить свои возможности, обязанности и вероятность возвращения в тюрьму.

В отечественной пенитенциарной практике программно-целевой подход активно развивается в последние двадцать лет. Традиционно программа исправления осужденных состоит из ряда разделов, предусматривающих: 1) цель исправления (ресоциализации, реабилитации); 2) объект исправления (личность или группа осужденных); 3) средства психодиагностики; 4) психотехнологии коррекции поведения; 5) результаты исправления и их возможное влияние на постпенитенциарный период. Интерес представляют отечественные программы индивидуальной работы. Н.С. Фомин (1994, 1999) предлагает подробную программу, которая содержит: 1) общие положения; 2) правила, предписывающие порядок конкретных действий начальнику отряда (психологу) на каждом этапе программы. Выделяются пять этапов:1) всестороннее изучение личности осужденного; 2) определение оптимальности воздействия; 3) установление психологического контакта с осужденными и научение его основным элементам ситуативной саморегуляции; 4) накопление опыта ситуативной саморегуляции поведения и ее активизация в системе воспитывающих социальных связей; 5) подготовка к жизни на свободе. К числу групповых программ относятся программы исправительного (психокоррекционного) воздействия на осужденных в период отбывания наказания, подготовки их к освобождению и жизни на свободе (А.С. Новоселова, 1980; А.В. Пищелко, 1992; М.Г. Дебольский, 1994; В.Г. Стуканов, 1999; Н.С. Фомин, 1999).Так, А.С. Новоселовой (1985) разработана программа и методика проведения занятий, посвященных созданию у осужденных социально-нравственных установок и формированию позитивного поведения, создающих "барьер" к восприятию отрицательного влияния среды, в которую человек может снова попасть. Программа содержит два курса и включает три раздела: 1) психологический; 2) эмоционально-волевой; 3) воспитательный. Психологический аспект решает задачи преодоления высокой тревожности и депрессии, мешающих осужденному правильно воспринимать индивидуальные и групповые воздействия. Эмоционально-волевой - на волевую мобилизацию и положительное настроение и т.п. Широкое распространение получили программы нравственного перевоспитания осужденных, основанных на стадийном подходе (А.В. Пищелко,1992) и включающие: 1) формирование у осужденных навыков и умений социально-ценного поведения; 2) формирование нравственных отношений и чувств. Условия введения образовательных программ исправления осужденных и их методика обоснованы Н.А. Тюгаевой (1998).

В рамках происходящего реформирования УИС России и развития в ней психологической службы растет востребованность программно-целевого подхода в работе с осужденными, а поэтому на основе психологической концепции "соучаствующего исправления личности осужденного" (В.М. Поздняков, 2000) обоснована необходимость создания многопланового комплекса ИП, которые способствуют удовлетворению основных потребностей осужденных и задействуют разноуровневые механизмы просоциального изменения личности человека, находящегося в местах лишения свободы. При наличии у осужденных аддиктивных зависимостей (наркотической, алкогольной и др.) ИП предусматривают соответствующую реабилитационная деятельность, участие их в специальных медико-профилактических курсах и тренингах по здоровому образу жизни.

 (А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков)

Литература: Фомин Н.С. Педагогические основы разработки и реализации дифференцированных признаков перевоспитания осужденных в ИТУ. - М., 1994; Ушатиков А.И., Новоселова А.С., Серов В.И. Основы психокоррекционной работы в ИТУ. - Рязань, 1995; Исправительные программы различных категорий преступников // Научный поиск, передовая практика и зарубежный опыт. - Домодедово, 1996; Тюгаева Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. - Рязань, 1997; Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. - М., 2000; Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. - М., 2000; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. - Рязань, 2001


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Исправительные пенитенциарные программы" в других словарях:

  • Исправление осужденных — Нормативно закрепленная цель, процесс (реализация установленных в законе средств) и результат деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, приводящий к трансформации у осужденного негативных качеств личности и психологическим… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Постпенитенциарная психология — Направление юридической психологии, которое вырабатывает научно обоснованные рекомендации по эффективной социальной адаптации бывших осужденных, их реабилитации в кругу родных, близких и в референтных группах, по изучению общественного мнения в… …   Энциклопедия современной юридической психологии